На золотых, серебряных и медных монетах России в первой трети XIX века
появляется орел нового типа — с расправленными крыльями, в лапах
вместо скипетра и державы венок, ликторский пучок, перуны и факелы. На
нумизматическом сленге такой орел называют «масонским».
Собственно говоря, оснований считаться «масонским» у него столько же,
как у петровского рубля 1723-1725 годов называться «матросом», а у
рубля на открытие памятника Александру II - «двориком».
Основным стилем архитектуры и декоративно-прикладного искусства трёх
первых десятилетий XIX был ампир (от франц. empire — империя).
Ориентируясь на образцы античного искусства, ампир преимущественно
опирался на художественное наследие архаичной Греции и императорского
Рима, черпая из него мотивы для воплощения величия и мощи государства:
монументальные массивные портики (главным образом дорического и
тосканского ордеров), военная эмблематика в архитектурных деталях и
декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы,
факелы, доспехи, жертвенники в виде треножников и т. п.).
Военные триумфы находили выражение в сооружении триумфальных арок и мемориальных колонн, многие
общественные здания Петербурга одухотворены патриотическим пафосом,
охватившим русское общество после победы в Отечественной войне 1812
года: Казанский собор, Адмиралтейство, Александринский театр, ансамбли
стрелки Васильевского острова и Дворцовой площади.
Не остались в
стороне и монеты: впервые «ампирный» орел появляется на золотых
пятирублевых полуимпериалах 1817 года. Чеканка золотых монет
возобновилась после 12-летнего перерыва, и именно полуимпериал на долгое
время становится единственным золотым номиналом.
В
1826 году орел с расправленными крыльями появляется и на серебряных
монетах всех номиналов: на груди у него московский герб, в лапах
ликторский пучок (римский символ власти), факелы и лавровый венок,
перуны отсутствуют.
В 1828 году в России впервые в мире предпринимается попытка введения в
оборот четвертого монетного металла — платины. На платиновых монетах
герб уже другой — крылья орла подняты, на них размещены шесть местных
гербов — казанский, астраханский, сибирский, польский, херсонесский и
финляндский. Рассчитывалось, что при цене платины впятеро против
серебра, платиновые монеты будут приниматься в торговых расчетах только
по добровольному согласию. Новое оформление должно было помочь
населению отличать новый металл от гораздо более привычного серебра.
В
январе 1830 года Николай дает министру финансов Е.Ф.Канкрину устное
указание «о сделании на золотых и серебряных монетах орла как на
платиновых». С 1832 года заодно с орлом изменяются композиции обеих
сторон монет.
Любопытно,
что исчезнувший с золотых и серебряных монет «ампирный» орел
появляется на медных (в слегка измененном виде: на обеих головах орла
теперь короны, в когтях перуны - символы верховной власти).
Возможно,
изначально устаревшее оформление аверса медных номиналов было введено с
дальним прицелом — медные деньги 36-рублевой стопы, приведенные в
примерное соотношение с ассигнациями и свободно на них обменивающиеся,
были одним из шагов, которое правительство предприняло для упорядочения
денежного обращения. Манифест "Об устройстве денежной системы",
вышедший 1 июля 1839 года, обязал производить все расчеты в серебряных
рублях, установив "считать три с половиной копейки медью (как 36-ти, так и 24-х рублевого в пуде достоинства) за одну копейку серебром".
В
1840 году выходит именной указ «О новой медной монете на серебро
16-рублевого в пуде достоинства». Статус новых медных монет указан в
самом номинале, подчеркивая равенство их курса с серебром. На протяжении
нескольких лет в обращении находятся два вида медных монет — на
ассигнации и на серебро, причем на аверсе легкой монеты - «ампирный»
орел, тогда как аверс тяжелых копеек украшает вензель императора (чего
не было почти сорок лет).
С 1 января 1843 года легкой монете присваивается нарицательная
стоимость в тяжелых копейках серебром (10 копеек — три; 5 копеек —
полторы; 2 копейки — половина; копейка — четверть), по которой и
начинается выкуп.
Наконец,
1 июня 1843 года выходит манифест «О замене ассигнаций и других
денежных представителей кредитными билетами», которые «обеспечиваются
всем достоянием государства и безостановочным во всякое время...
разменом на звонкую монету». Нарушенное при Екатерине II равновесие
находящихся в обороте денежных средств начинает восстанавливаться, а
«ампирный» орел становится частью истории российской нумизматики. |